Наигрались в драконов

26 ноября

26 ноября на V Международный форум-выставку «AVRA DAYS» в Цифровом деловом пространстве (ЦДП) в Москве съехались более 50 экспертов и около 1500 гостей из России, Европы, США и Китая.

Форум организован Ассоциацией дополненной, виртуальной реальности и интерактивных технологий совместно с Фондом Сколково и Центром НТИ ДВФУ, при поддержке Агентства инноваций и Агентства промышленного развития города Москвы.

День начался с демонстрации создания VR-модели морского дна в режиме реального времени от Шона Родриго (Англия) — на этом зрелищная часть мероприятия закончилась и уступила место панельной дискуссии «Тренды и развитие отрасли в РФ и мире». Спикеры обсудили текущее положение вещей в сфере цифровых технологий по итогам 2019 года, форматы их внедрения в разные отрасли и возможности в рамках господдержки. Ключевой тезис, на котором сошлись большинство экспертов: люди «наигрались в драконов» и перешли к стадии поиска возможностей прикладного использования. Представители компаний-разработчиков отметили, что наибольший спрос среди заказчиков составляют образовательные проекты.

  

«Медицина в AR/VR» — так называлась одна из 8 профильных сессий форума, посвященная опыту и перспективам применения новых цифровых технологий в данной отрасли. Модератором сессии стал Сергей Воинов, руководитель направления Digital Health, биомедицинский кластер Фонда Сколково. С точки зрения медицинского образования интересны 2 доклада:

  • О «Медицинских симуляторах на основе VR-технологий» на примере разработок российской компании-резидента Фонда Сколково рассказал Дмитрий Дударев, технический директор и главный инженер компании MedVR. Дмитрий выделил проблемы и ограничения существующих учебных инструментов и презентовал 3 новых продукта, основывающихся на использовании VR-костюма, оптических камер и адаптированных VR-очков:
    • Симулятор лапароскопических операций с тактильной обратной связью в виде отдельной стойки (MedVR LAP Expert) и Командный симулятор операционной
    • Симуляционная система MedVR ATLAS: Виртуальная клиника, Первая помощь, Нейрореабилитация
    • Микрохирургический симулятор с вибрационной тактильной обратной связью
  • «Перспективы внедрения VR в симуляционную медицину» осветил Захар Лопатин, начальник Центра образовательных систем и информационных технологий СЗГМУ им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург). В своем докладе Захар выделил проблемы получения знаний на современном этапе, тренды медицинского образования, поделился опытом внедрения «Виртуальной клиники» в аккредитационно-симуляционном центре СЗГМУ и обозначил преимущества виртуальной реальности.

Рассуждая о возможностях и ограничениях цифровизации медицинского образования, аудитория сессии пришла к единому мнению, что виртуальные технологии ни в коем случае не заменяют других образовательных инструментов и должны использоваться в комплексе.

На сегодняшний день VR в России – до сих пор по большей части развлечение, но эта технология уже находит место и в hard skills, реализуясь, в частности, в системах трекинга. «Полное погружение в виртуальную реальность уже не за горами» — говорят о костюме с обратной тактильной связью белорусской компании Teslasuit. Костюм с множественными датчиками позволяет симулировать экстремальные события и анализировать движения и состояние человека, благодаря чему находит применение в медицине, промышленной безопасности, в обучении рабочих, космонавтов, спортсменов.

Директор Центра НТИ ДВФУ Александр Лукичев рассказал о совместных проектах с компанией Teslasuit. Одним из них является исследование в сотрудничестве с врачами-нейрохирургами Медицинского центра ДВФУ, посвященное применению виртуальной реальности и хаптик-устройств в нейрореабилитации больных с двигательными нарушениями.

Скорость распространения приложений дополненной реальности для смартфонов поражает, но в то же время иллюстрирует позитивную тенденцию в плане внедрения подобных технологий в повседневную жизнь. Умные очки становятся всё более похожими на предмет гардероба. Кто возьмется предсказать, какое место они займут в нашей жизни, учебе, работе через 3-5 лет?

В заключение хочется привести цитату, опубликованную в исследовании Jisc об использовании дополненной и виртуальной реальности в высшем образовании: «AR/VR находится в зачаточном состоянии, и мы на самом деле все просто нажимаем на кнопки, пока она не заработает. Чем больше людей нажимают кнопки, тем быстрее мы сможем объединить технологии и их использование».