Проектирование эффективного симуляционного центра

09 апреля

Проектирование эффективного симуляционного центра

Резюме

Статья описывает особенности проектирования симуляционного центра. Коллегиальный подход к данному вопросу позволяет учесть аспекты, влияющие на этот процесс. Представлены частые вопросы, а также ошибки, возникающие в ходе планирования центра. Цель данной статьи помочь команде, которая задействована в процессе, и дать рекомендации по созданию оптимального дизайна симуляционного центра, который будет отвечать образовательным целям и потребностям конкретной организации.

Ключевые слова: симуляционный центр, симуляционное обучение, проектирование симуляционного центра, медицинское образование

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Алексеева А.Ю., Ашхотов Э.Р., Балкизов З.З., Дворниченко П.А. Проектирование эффективного симуляционного центра // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 11, № 1. С. 118-132. doi: 10.24411/2220-8453-2020-11009.

Симуляционные центры (СЦ), еще недавно бывшие музеями экзотических приспособлений в медицинских вузах, постепенно становятся подразделениями, необходимыми для повседневной работы. В последние годы мы наблюдаем рост площадей, занимаемых СЦ практически во всех медицинских вузах, а также растущее понимание специфичности архитектуры помещений, предназначенных для организации занятий и экзаменов с использованием симуляционных технологий. Так, с введением в Российской Федерации процедуры аккредитации специалиста, включающей объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), практически во всех вузах появились цепочки станций - помещений, где организовано наблюдение за выполнением заданий в симулированных условиях. Чаще всего эти помещения приходилось встраивать в здания старой постройки, с массивными стенами, зачастую они коридорного типа, и далеко не везде удалось разделить потоки: отделить односторонними окнами экзаменаторов от экзаменуемых, организовать обслуживание станций, минуя цепочку аккредитуемых, и т.п.

Помимо архитектурных особенностей при организации СЦ вузы сталкиваются с необходимостью проектирования и внедрения систем аудио- и видеонаблюдения, или, более глобально, систем управления СЦ, необходимых как для документирования экзаменов, так и для эффективной организации занятий.

Отдельный блок проблем связан с организацией текущего обслуживания и ремонта симуляционного и вспомогательного оборудования, а также помещений СЦ.

В этой статье мы постарались суммировать свой опыт в комплексном проектировании СЦ, начиная от архитектурного эскиза и заканчивая оснащением и внедрением систем управления СЦ. Кроме того, мы коснемся наиболее частых ошибок при проектировании и строительстве таких центров.

С чего начать?

На этапе проектирования СЦ важно тщательно продумать не только его сегодняшние задачи, но и развитие в течение последующих 5-10 лет, иначе неизбежны переезды с дорогостоящими монтажными работами.

На этом этапе необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Помещения (существующие или планируемые), которые предполагается использовать для СЦ - конфигурация и площадь, возможности подключения к водопроводу и канализации, отоплению, электрическим сетям, Интернету.

2. Бюджет для создания центра - сегодня и на следующие годы.

3. Какие образовательные программы/ части программ/занятия будут проводиться в СЦ, будут ли проводиться экзамены в формате ОСКЭ, аккредитационные процедуры?

4. Какие подразделения/организации будут использовать СЦ?

5. Количество и категории учащихся/ экзаменуемых, которые будут одновременно заниматься в СЦ на этапе открытия и в будущие годы по мере развития центра.

6. Преподаватели и экзаменаторы, привлекаемые для выполнения задач центра.

7. Персонал, необходимый для функционирования центра.

8. Регуляторные требования и рекомендации (СанПиН, СНиПы, лицензионные требования, требования пожарной безопасности и т.п.).

Для эффективного планирования на этом этапе в рабочую группу по проектированию СЦ важно привлечь все заинтересованные стороны:

■ Внутренние (представители заказчика):

- административный и финансовый блок, отдел закупок;

- специалисты СЦ (если они уже есть в штате);

- преподаватели, которые будут вести занятия в СЦ;

- лица, ответственные за расписание занятий, составление учебных программ;

- IT-специалисты;

- хозяйственные службы

- менеджер проекта - лицо, ответственное за согласование и взаимодействие всех участников рабочей группы, своевременное выполнение этапов проекта. Как правило, это руководитель СЦ.

■ Внешние:

- консультанты по проектированию СЦ;

- архитекторы и проектировщики;

- консультанты по аудио- и видеооборудованию, системам управления СЦ;

- представители генподрядчика;

- специалисты по симуляционному оборудованию.

Гибкое использование пространства

Чтобы оптимизировать использование помещений, лучше проектировать их как многоцелевые. Если помещения планируется использовать не только для обучения, но и для оценки клинических навыков, необходимо учитывать ряд конструктивных особенностей, которые облегчат универсальное использование:

- универсальные кабинеты, которые можно использовать как для групповых занятий, так и для дебрифинга;

- мобильная мебель - складные или штабелируемые стулья и столы со складными столешницами, их легко убирать для увеличения пространства;

- мобильные перегородки - складные стены, убирающиеся по рельсам к стене или потолочные. Некоторые виды мобильных перегородок могут обеспечить уровень звукоизоляции такой же и даже лучше, чем традиционные гипсокартонные перегородки.

Тепло- и шумоизоляция

Для контроля температуры и ослабления звука используются схожие материалы.

Теплоизоляцию обычно устанавливают на наружных стенах для поддержания комфортной температуры внутри помещения. Теплоизоляция между внутренними стенами - избыточная мера, если только это не нужно для обеспечения особого климата в одном из помещений, например в серверной.

Шумоизоляция. Стоит заранее продумать, какие помещения требуют шумоизоляции. Помещения, в которых планируется аудио- и видеозапись тренингов или диалогов с пациентами, нужно изолировать от фонового шума из других комнат, чтобы обеспечить чистую аудиозапись. Шумоизоляцию монтируют на внутренних стенах, а также поверх потолочной плитки, если комнаты объединены общим техническим потолком.

Необходимо обратить внимание на систему вентиляции и кондиционеры. Потолочные или настенные вентиляционные отверстия сами создают гул, а также проводят фоновый шум из других помещений. Продумайте возможность перемещения или временного закрытия вентиляционных отверстий в комнате, где проводится аудиозапись, чтобы избежать шумового загрязнения из других помещений.

Также необходимо шумоизолировать санузлы или удалить их от симуляционных кабинетов. Как правило, туалеты создают много шума при смыве. Это может отвлекать от работы в смежных помещениях, а также отражаться на качестве аудиозаписи.

Для охлаждения серверной комнаты с большой вероятностью потребуется отдельный кондиционер, работающий круглосуточно. Помните, что для защиты оборудования от перегрева важно не только поддерживать температуру в помещении, но и создавать поток воздуха.

Электропитание и слаботочные сети

В зависимости от масштаба проекта может потребоваться протянуть новые или дополнительные кабели для электропитания и/или передачи данных. При проектировании электрических и слаботочных сетей следует учитывать следующие положения.

- Минимизация длины магистралей.

При проектировании пространства важно минимизировать длину кабелей (например, от сервера до компьютера); это сэкономит деньги и обеспечит лучшее качество передачи данных. Общее правило - стараться, чтобы участки кабеля для передачи данных не превышали 150 м.

- Для защиты электроники от перегрузок и скачков напряжения в электрической сети необходимо предусмотреть защиту от перенапряжения. Защита от перегрузки может быть встроена в электрическую розетку или в электрический щиток. Это позволит избежать огромного количества сетевых фильтров и обеспечить защиту всей электроники. Для особо дорогой и чувствительной электроники (например, для виртуальных симуляторов) нужно предусмотреть электрические стабилизаторы, лучше инверторного типа, и даже, в случае частых перебоев в электрической сети, источник бесперебойного питания (ИБП).

- На этом этапе важно рассчитать примерную электрическую мощность оборудования, которое будет использоваться в СЦ, включая симуляционное и вспомогательное, а также коммутационное оборудование и системы вентиляции и кондиционирования.

- Размещение силовых и сетевых розеток. Их размещают на чертежах после того, как согласован эскизный макет и на нем размечены контуры мебели и медицинского оборудования. Для гибкости использования помещения желательно обеспечить избыточное количество электрических и сетевых (RJ-45) розеток.

- Лучше запланировать избыточную мощность на этапе ремонта, чем проводить дополнительные кабели после запуска проекта.

Водопровод

При проектировании санузлов необходимо учитывать возможность подключения к водопроводу и канализации, раковины также могут понадобиться и в симуляционных комнатах. Можно использовать мобильные муляжи раковин и унитазов, но при этом нужно иметь в виду: все, что выглядит как сантехника, рано или поздно будет использовано неосведомленными лицами "по назначению". Вот два способа сэкономить на стоимости сантехники:

- Если раковины в симуляционных кабинетах нужны только для имитации обработки рук, можно заменить их настенными диспенсерами для антисептика.

- Если раковины все же необходимы (имитация операционной, родильного зала, блока интенсивной терапии и т.п.), постарайтесь расположить "мокрые точки" ближе друг к другу, чтобы обеспечить эффективный доступ к водопроводным и канализационным трубам и минимизировать затраты. Необходимо предусмотреть место для

обслуживания и чистки оборудования, стирки одежды для манекенов и стандартизированных пациентов с подключением к воде и канализации.

Освещение

При проектировании необходимо согласовать размещение осветительных приборов и видеокамер. Источники света не должны быть расположены слишком близко к камерам, так как это может вызвать засветку видеозаписей. Для освещения симуляционных кабинетов, в которых планируется проведение сценариев и предусмотрен контроль размеров зрачка манекена, важно обеспечить возможность регулирования яркости освещения (диммирование). При этом необходимо обеспечить минимальное количество света для камеры, чтобы получить четкую видеозапись. Также диммирование пригодится в операторских, где необходим приглушенный свет. Осветительные приборы не должны препятствовать обзору видеокамер.

Некоторые виды светильников (например, лампы дневного света) могут создавать фоновый шум, неразличимый человеческим ухом, но хорошо фиксируемый микрофонами.

Операторские

При проведении групповых занятий или экзаменов в симуляционных помещениях лучше обеспечить прямое наблюдение из смежных помещений через зеркальные односторонние окна.

При выборе окон надо иметь в виду, что зеркальная пленка не обеспечивает хороший обзор, лучше использовать стекла со специальным напылением. Это позволит наблюдать за происходящим в помещении, не отвлекая учащихся/экзаменуемых. Стоит помнить, что данный оптический эффект срабатывает только при более низкой освещенности в операторской.

У окна должно быть расположено рабочее место оператора, которое может включать:

- гарнитуру (микрофон и наушники) для двусторонней коммуникации;

- компьютеры для управления симуляторами;

- компьютер(ы) или пульт для управления АВ-оборудованием;

- компьютер или планшет для документирования ОСКЭ.

При проектировании операторской нужно иметь в виду, что ее эффективная работа достигается при наблюдении не более двух симуляционных кабинетов из одной операторской. При концентрации большего количества комнат вокруг операторской необходимо предусмотреть меры по звукоизоляции каждого рабочего места оператора. Для оптимизации работы рекомендуется включить и симуляционные комнаты, и операторские в единую систему управления СЦ.

Система управления симуляционным центром

Стоимость конкретной системы управления СЦ будет варьироваться в зависимости от ее функциональности и масштабов. Ниже приведен список вопросов для обсуждения при подборе или проектировании архитектуры такой системы:

· Какой будет система: цифровой или аналоговой? (Требования к помещениям и материально-техническому обеспечению при первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов здравоохранения предусматривают наличие цифровых камер, обеспечивающих разрешение не менее 1280x720 с поддержкой протокола TCP/IP.)

· В течение какого времени нужно хранить записи? (Вышеуказанные Требования предусматривают срок хранения видеозаписей не менее 1 года.)

· Планируется ли предоставлять экзаме-нуемым/студентам доступ к записям экзаменов или занятий? Если да, в каком формате: например, флэш-накопитель или онлайн-доступ?

· Как лучше расположить камеры для беспрепятственного обзора помещения: например, выбрать камеры потолочного или настенного монтажа? Нужно ли подключать учебные кабинеты к аудио- и видеосистеме, чтобы видеозапись из симуляционных комнат могла отображаться на экране для группы учащихся при проведении дебрифинга? Большие мониторы предпочтительнее проекторов: для просмотра видео на них не нужно затемнять помещение. Лучше предусмотреть жидкокристаллические экраны достаточного размера, чтобы можно было рассмотреть изображение из дальнего конца комнаты.

· Следует ли рассмотреть возможность использования ИБП для ключевых компонентов АВ- и IT-оборудования? ИБП не обязательно должен функционировать в качестве долговременного резервного питания, но он обеспечит необходимую мощность в течение короткого периода времени во время отключений и перебоев в электрической сети и сведет к минимуму последствия отключений.

· Нужна ли система внутренней связи?

· Нужно ли будет делать объявления через потолочные динамики?

· Нужно ли предусмотреть зону или помещение для удаленного наблюдения?

Основная особенность систем заключается в интеграции симуляционного, медицинского, АВ- и вспомогательного оборудования.

Система может включать следующий функционал:

- Видеозапись занятия/экзамена с поддержкой нескольких синхронизированных источников: IP-камеры, данные с симуляторов и видеозахват экранов медицинского оборудования.

- Управление ресурсами и пользователями центра (подача заявок и управление ими, определение для целей конкретного занятия/эк-замена помещения, тренажеров, аудио- и видеооборудования, расходных материалов, контингента обучающихся/экзаменуемых и персонала СЦ); некоторые системы могут автоматически контролировать конфликты по пересекающимся ресурсам.

Формирование электронных чек-листов.

Взаимодействие с тренажерами и симуляторами разных производителей. Фиксация и аннотирование результатов занятий для проведения дебрифинга.

Отображение достижений учащихся в их портфолио.

- Ведение учебного расписания с возможностью автоматического информирования пользователей.

- Ведение складского учета оборудования и расходных материалов.

- Формирование отчетов и аналитики с возможностью подбора и поиска информации по интересующим параметрам и их выгрузка для последующей обработки и проведения исследований.

- Интеграция с системой контроля и управления доступом (СКУД).

Размеры симуляционных кабинетов

Для обеспечения гибкости использования симуляционных помещений их не следует специализировать, предпочтительнее все универсальные помещения разделить по площади (большие, средние и малые) и при разработке плана занятия указывать размер комнаты, не привязываясь к конкретным помещениям. Распределение помещений формируется при составлении расписания.

Размер малой комнаты составляет приблизительно 3x3 метра. В комнатах меньшего размера могут возникнуть сложности с видеозаписью, поскольку угол наклона камеры, установленной на потолке, в этом случае будет слишком острым. В помещениях среднего размера (20-35 м2) обычно не возникает таких сложностей, но, если необходима работа в команде, лучше предусмотреть помещение большей площади (35-50 м2). Очень важно предусмотреть широкие дверные проемы (не менее 90 см) для транспортировки мебели и оборудования.

При оборудовании симуляционных кабинетов нужно помнить о стандартных медицинских принадлежностях и оборудовании, необходимых для обучения

Потоки и компоновка помещений

На этапе проектирования СЦ важно решить, какие помещения, кроме непосредственно симуляционных, необходимы. Это могут быть учебные и лекционные аудитории, кабинеты для проведения дебрифинга, комната ожидания, гардероб, раздевалки и комнаты отдыха для стандартизированных пациентов, кухня/зона питания, ресепшн, склады, административные помещения, серверная.

Разрабатывая макет центра, нужно учитывать движение потоков экзаменуемых/студентов, стандартизированных пациентов, преподавателей и вспомогательного персонала, чтобы обеспечить удобный и эффективный доступ в часто посещаемые помещения и избежать заторов в коридорах.

- Необходимо запланировать рабочие места для постоянного и приходящего персонала. Также понадобится место для хранения документов, оргтехники. Стоит сразу учитывать увеличение численности персонала в ближайшие 5-10 лет.

- При планировании рабочих мест нужно максимально использовать естественное освещение (например, расположить рабочие кабинеты по периметру здания, чтобы задействовать окна).

- Любые помещения с компьютерным оборудованием (например, серверные помещения, операторские) следует размещать в глубине здания, вдали от окон для облегчения контроля температуры.

Рекомендации по материалам

Стены

Для зон с интенсивным движением рекомендуется прочное моющееся покрытие для стен - стеновые панели или плитка. Другие стены можно покрыть прочной износостойкой краской (полуглянцевой или матовой). Окрашенные стены придется перекрашивать каждые 3-5 лет, в то время как настенные покрытия могут прослужить до 15 лет, не требуя особого обслуживания, кроме обычной очистки.

Стены симуляционных кабинетов нежелательно красить в белый цвет - они засвечивают видеозапись. Рекомендуется использовать нейтральные цвета средней интенсивности или светлые: серые, бежевые, зеленые и синие оттенки на видео выглядят лучше всего.

Потолки

Для обеспечения максимальной гибкости использования помещений целесообразно использовать подвесные ячеистые потолки, оставив достаточно пространства для коммуникаций за потолком. Это позволяет менять положение камер и микрофонов в зависимости от целей занятий/экзаменов.

Напольные покрытия

В коридорах и проходных зонах рекомендуется использовать звукопоглощающие прочные материалы. Ковровое покрытие с низким ворсом помогает создать более комфортную обстановку, а также уменьшить посторонний шум. Лучше использовать ковровые плитки, а не сплошные ковровые покрытия -в этом случае по мере необходимости можно легко заменять окрашенные, поврежденные или изношенные плитки. Ковровая плитка, как правило, немного дороже, чем ковровое покрытие от стены до стены, но разумная замена может продлить срок службы напольного покрытия. Недостаток таких покрытий -легкая загрязняемость. Альтернативой могут служить каучуковые покрытия, которые в первую очередь предназначаются для использования в тех местах, где пол подвергается сильным механическим и другим воздействиям из-за большого движения людей и перевозки грузов. Также они обладают высокими звукопоглощающими свойствами. Использовать кафельную плитку, ламинат или линолеум нежелательно - передвижение людей и оборудования по таким покрытиям сопровождается высоким уровнем шума.

Симуляционные кабинеты чаще всего требуют использования влагостойких моющихся покрытий. При использовании красителей для имитации биологических жидкостей лучше выбрать глянцевое плиточное покрытие. Экономичным выбором может стать ПВХ-плитка, которая легко моется, к тому же она износостойкая. Допустимо использовать линолеум с высокими значениями истираемости. При монтаже любой плитки лучше приобрести запас (приблизительно на 10% больше общей площади), поскольку производители покрытий могут изменить ассортимент.

Окна и двери

При выборе оконных и дверных конструкций особое внимание нужно уделить их звукоизолирующим свойствам. Целесообразно использовать затемняющие конструкции (рольставни, рулонные шторы и т.п.). При выборе конкретных конструкций и материалов необходимо учитывать ориентацию помещения по сторонам света, инсоляцию и его функционал.

Мебель

Подбор мебели должен осуществляться с учетом специфики занятий/экзаменов с максимальным приближением к соответствующим клиническим помещениям. Следует отдавать предпочтение влагостойким моющимся покрытиям (металл, пластик).

Хранение

Склад является вторым по важности помещением в СЦ, о котором, к сожалению, при проектировании часто забывают. Международные рекомендации говорят о необходимости выделения не менее 10% площади под хранение.

При планировании мест для хранения необходимо учитывать:

- кладовую для хранения уборочного инвентаря с раковиной (моповая);

- гардеробные для персонала, учащихся, посетителей, шкафчики для хранения личных вещей;

- кладовые или шкафы для медицинских расходников в симуляционных кабинетах;

- кладовые или шкафы с канцелярскими товарами в административной зоне;

- кухонные шкафы для кейтеринга и хранения кухонных принадлежностей;

- хранилище для предметов, используемых стандартизированными пациентами (больничная одежда разных размеров, тапочки).

Склад(ы) для симуляционного и вспомогательного оборудования должен(ны) располагаться вблизи симуляционных помещений. Если разместить склад достаточной площади на одном этаже с этими помещениями невозможно, необходимо предусмотреть лифт и расположить склад вблизи него, а также обеспечить симуляционные комнаты шкафами для локального хранения часто используемого оборудования и расходников.

В складских помещениях или вблизи них следует предусмотреть рабочую зону для обслуживания и ремонта оборудования.

Основные ошибки при проектировании и строительстве

- Неэффективное взаимодействие между членами рабочей группы (или отсутствие рабочей группы).

- Привлечение неквалифицированных людей к проектированию.

- Купим сейчас - подумаем потом.

- Проектирование без учета будущего роста.

- Недостаточная емкость мест для хранения.

- Плохая звукоизоляция.

- Чрезмерная специализация помещений.

- Узкие дверные проемы и проходы (коридоры).

- Неправильная компоновка помещений.

- Пересечение потоков и "бутылочные горлышки".

- Чрезмерное стремление к созданию реалистичной среды путем закупки дорогого медицинского оборудования.

- Полное повторение архитектуры клиники без учета образовательных потребностей.

- Копирование другого СЦ без учета собственных потребностей.

- Недостаточное внимание к вопросам вентиляции и отопления.

Заключение

Планирование СЦ должно быть долгосрочным проектом с участием всех заинтересованных сторон. Чтобы избежать ошибок, уже на самых ранних этапах проектирования необходимо привлечь квалифицированных специалистов. Для понимания специфики СЦ стоит посетить как можно больше эффективно работающих центров, чтобы позаимствовать удачные идеи. Можно расспросить сотрудников этих центров, что работает хорошо, а что бы они хотели бы изменить. Эффективность работы СЦ и выполнение образовательных целей и потребностей напрямую зависит от тщательности проработки всех деталей на этапе проектирования.

Ссылка на статью в журнале